ФИЛИАЛГосударственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московской области

 

КОТЕЛЬНИКИМеждународный Университет

 природы, общества и человека

«Дубна»

ЧЕЛОВЕК В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

НА ГЛАВНУЮ

Для студентов 1 курса

Кураторский час:  Человек в экстремальных условиях

 

Человек это восприимчивое, чувст­вующее, разумное и рассудительное су­щество, стремящееся к самосохране­нию и счастия

П.Гольбах

Вступительное слово: поэтические размышления

В.Высоцкий

Если где-то в глухой, неспокойной ночи

Ты споткнулся и ходишь по краю —

Не таись, не молчи, до меня докричи —

 Я твой голос услышу, узнаю.

Если трудно идешь — по колена в грязи

 Да по острым камням, босиком по воде по студеной —

Пропыленный, обветренный, дымный, огнем опаленный —

Хоть какой — доберись, добреди, доползи!..

 

Представьте себе ситуации:  вы оказались в горящем здании, произошло наводнение, разрушительной силы землетрясение. Трудновато? А представьте себе ситуа­цию, когда учитель, войдя в класс, объявляет о том, что вместо урока «Менеджмент» вся группа  сейчас будет писать контрольную работу по праву.  Давайте попробуем оценить ситуацию, отвечая на следующие вопросы:

1) Что вы почувствовали, когда учитель сообщил вам о контрольной работе?

2) Почему вы испытали именно такие чувства?

3) Опишите свое поведение  после сообщения  известия. 

4)  Была ли,   по-вашему мнению, эта ситуация экстремальной?

 

Итак, сегодня мы продолжаем  разговор об экстремальных ситуациях.   Что это такое?  Можно ли  их  избежать?  Как это сделать?

Экстремальная ситуация — это сочетание условий и обстоятельств, создающих опреде­ленную неблагоприятную или опасную обстановку, поло­жение. Совокупность экстремальных ситуаций можно раз­делить на несколько типов:

а) природные,

б) социальные,

в) внутриличностные.

 

Кратко охарактеризуем экстремальные ситуации каж­дого типа.

Природные — обычно возникают в независимости от человека. Примерами таких ситуаций могут послужить землетрясения, наводнения, лесные пожары, человек за­блудившийся в лесу, в горах и т.п. В особую группу можно выделить ситуации, которые возникли все же по вине че­ловека. Пример: экологическая катастрофа, возникшая в результате деятельности людей и оказывающая неблаго­приятное влияние на них в зоне действия.

Социальные — это ситуации, Возникновение которых связано главным образом с неблагоприятными социально-экономическими условиями. Примеры: неста­бильность в обществе, потеря работы, жилья; когда че­ловек становится жертвой преступления; ограничение или лишение свободы и т.д.

Внутриличностные — обусловлены сложностью и многогранностью личности, внутренними конфликтами и кризисами, последствия неудовлетворен­ных желаний. Примерами могут быть: несчастная любовь, недовольство самим собой и т.п.

Конечно, это деление условно. Все три типа экстре­мальных ситуаций взаимосвязаны. И один тип ситуаций может явиться следствием другого. Например, потеря ра­боты может повлечь неудовлетворенность собой (соци­альная — внутриличностная

 

Опрос: Что вы думаете об экстремальных ситуациях?

 

- Экстремальная ситуация требует полной мобилизации человеческих сил.   

- Экстремальные ситуации нужны, чтобы напомнить человеку, что он — человек.

- Экстремальные ситуации — это следствия проблем, которые придумывает человек сам себе. И тем самым сокращает себе жизнь.

 

 Видите, насколько различны оценки экстремальных ситуаций. 

Попадая в экстремальную ситуацию, человек приходит в состояние чрезвычайного эмоционального возбуждения способен на необычные для него формы деятельности, на гигантские мышечные усилия.  И этому можно  привести массу примеров.

Случай из практики тренировки космонавтов вспоминает

«…шла очередная тренировка космонавтов — прыжки с парашютом. Над побережьем Черного моря; время от времени расцветали белые  купала. С космонавтом Алексеем Леоновым случилось ЧП:
купол заполнился воздухом, лямка парашюта зацепилась за металлическую спинку, крепящуюся за ранцем, обмотала ногу космонавта. Он завис вниз головой. Тщетно пытался он освободить ногу. Тогда, напрягая все силы, отогнул металлическую спинку и вытащил из-под нее лямку... На земле, уже не один, а с помощью трех других Космонавтов А.Леонов пытался разогнуть металл, но не мог.

В другом случае летчик, покидая терпящий аварию самолет, руками разорвал шланг, соединяющий высотный костюм с бортовой аппаратурой. Позднее такой шланг, армированный толстой стальной спиралью, тщетно пытались разорвать четыре парня. Как говорил а Наполеон: «Духовная сила человека относится к физической как три к одному».

В описанных выше случаях эмоциональное возбуждение компенсировалось появлением сверхвозможностей. Но так происходит не всегда, а так как эмоциональное воз­буждение должно быть скомпенсировано, то это проис­ходит посредством плача, ярости, смеха и т.п. Однако арсенал используемых при этом средств достаточно ску­ден. Поэтому имеющееся напряжение может разрядиться в таких формах как страх или паника, которые могут лишь усугубить положение. Для того, чтобы избежать этого и найти наиболее оптимальный выход из экстре­мальной ситуации, давайте разберемся в тех процессах, которые порождает такая ситуация.

Чисто условно «человека» можно разделить на три уровня, как показано на рисунке:

I — ментальный уровень, или интеллект, ум, сознание;

II — эмоциональный уровень — сердце, чувства;

III— физический уровень — действия, конечности.

I

III

 

Экстремальная ситуация прежде всего воздействует на эмоциональный уровень (проявление страха, паники). А эмоциональный уровень блокирует ментальный и физи­ческий уровни. В результате чего человека либо парали­зует, либо он предается панике.

 

Основываясь на описанных выше процессах, можно вы­делить наиболее рациональный выход из экстремальной ситуации:

 1) Полное,  по возможности,  выключение эмоций;

  2) Осознание ситуации (анализ);

 

  3) Проигрывание возможных решений;

 

  4) Принятие решений (выбор);

 

   5) Действие

 

Могут возникать в силу внешних по отношению к человеку факторов (например, природные условия), внутренних причин (например, болезнь), на почве людских взаимоот­ношений, а также в результате всевозможных сочетаний этих вариантов.

ЭС может быть как моментальное угрожающе - неблагоприятное положение вещей, требующее быстрого раз­решения, так и длительная череда событий, складываю­щихся не в пользу человека.

Поведение человека в моментальных ЭС определяется не только накопленным потенциалом личности, но и тем­пераментом, соотношением степеней эмоционального и рационального восприятия действительности, наконец, фи­зиологией человека. Например, Александр Македонский отбирал солдат в свое войско по физиологическому при­знаку, а именно: краснеет или бледнеет человек, если его неожиданно испугать. Считалось, что если испытуемый краснеет, то он будет проявлять активную агрессивную реакцию; если же бледнеет, то реакция будет пассивная. Излишне эмоциональный человек может быть склонным к преувеличению сложности ситуации, к проявлению не­обоснованного героизма, что, конечно, ничуть не лучше пассивного поведения. Сангвиник или холерик способны быстрее принимать решения в ЭС, нежели чем флегматик или меланхолик. Из этого следует, что опасно судить о человеке  по его  поведению в  какой-то одномоментной ЭС.

Долгодействующая ЭС сложнее. Она более полно за­действует личность, поскольку принуждает человека к длительному напряжению воли, к систематическому само­преодолению, к постоянному перешагиванию через свое «я». Именно этот фактор длительного самопреодоления на грани физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей является одним из мощнейших стимулов развития личности, необходимое условие для перехода на новый, более высокий уровень самоорганизации. Вспом­ним слова Ницше: «Все великое делается вопреки!»

Психологический  практикум:

Тест «Оптимист или пессимист»

К Кто вы — оптимист или пессимист? Когда бутерброд падает маслом вниз, вы продолжаете улыбаться или впадаете в неоправданное уныние? Итак, приготовьтесь к самому худшему или лучшему.

 

  1)  Как  вы  будете  реагировать,   если совершенно  не­ожиданно  вам   придется  пережить  финансовый  крах:  

а) станете излишне беспокоиться, поскольку уверены, что удча вновь улыбнется вам;

б) почувствуете себя в полной суверенности;

в) начнете экономить и приспосабливаться изменившейся ситуации;

г) окажетесь во власти сильной депрессии?

 

 2) Если вас преследуют неудачи:

 а) переживаете, но вовсе не удивлены;

б) бросаетесь действовать, стараясь скорее исправить положение;

 в) обеспокоены тем, что подумают окружающие;

г) не расстраиваетесь слишком сильно, поскольку нет худа без добра?

3) С какими настроениями вы участвуете в спортивных состязаниях:

а) считаете, что у вас есть все шансы на победу; б) делаете все, чтобы выиграть и боретесь до победного конца; в) особенно не стремитесь к победе; г) считаете, что у вас нет никаких шансов на выигрыш, но все равно вступаете в борьбу?

 

4) Если кто-то поссорился с вами или разошелся во мнениях: а) вы избегаете этого человека;

 б) считаете, что вы были не правы;

в) уверены, что могли бы не доводить до такой ситуации;

г) при ближайшей же встрече с этим человеком попытаетесь уладить раздор?

 

5) Вы один из четырех претендентов на занятие вакансии.  Какие чувства вы  испытываете  перед тем,  как  вас должны пригласить из комнаты ожидания для собеседо­вания: 

 

 а)   нервничаете,  поскольку  три других  кандидата кажутся вам слишком уверенными в себе;

6) уверены в себе, поскольку трое других в общем-то вас не интере­суют; в) счастливы, что вас внесли в список претендентов, и рады тому,  что в  вашей анкете что-то,  видимо,  при­влекло к себе внимание;

 г) полны решимости обменяться мнениями во время собеседования,  чтобы выяснить, на­сколько предлагаемая работы устраивает вас?

 

6) Как вы относитесь к тому, что кто-то пользуется вашей щедростью:

 

а) вам приятно приносить людям ра­дость;

б) слегка раздражаетесь, так как некоторые склон­ны поживиться за чужой счет;

 в) вам безразлично, по­скольку вы твердо верите в перераспределение благ во всем мире;

г) не возражаете, но надеетесь, что когда-нибудь вам воздастся сторицей?

 

7)       Что,  по-вашему,  более важно:

 а) делать деньги; 

 6)жить счастливо;

 в) добиться успеха во всем, чем бы вы ни занимались;

 г) раскрыть таланты, которыми вы обладаете?

 

8)   Завидуете ли вы тем, кому, как может показаться,
в жизни повезло больше, чем вам, — членам королевской
семьи,  рок-звездам, богатым и знаменитым,  молодым,
целеустремленно добивающимся успеха:

 а)  никогда;

б)иногда;

в) завидуете, но задаетесь вопросом о пробле­мах,  с которыми они, возможно, сталкиваются;

 г) зави­дуете и готовы поменяться местами хоть завтра?

 

9) Если исходить из того, что вы практически здоровы  живете  в  нормальных  условиях,  действительно  ли  вы верите, что:

а) личный успех зависит от удачи;

 б) успех скорее определяется вашими связями, а не знаниями;

в) способность к достижению  успеха заложены  в  каждом человеке?

г) скорого успеха не бывает?

 

10) Если бы  вам  предоставили  возможность выбора,  и когда вы предпочли бы жить:

 а) в прошлом;

 б) в настоящем;

в) в будущем; 

г) на другой планете?

 

Максимальное количество очков — 40,  минимальное — 10.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

1

4

2

1

3

1

4

1

1

1

4

3

1

2

1

4

2

2

3

3

2

1

3

3

4

2

3

4

4

2

3

2

4

4

2

3

1

3

2

Более 35 очков. Вы неизменный оптимист: моментально подавляете в себе любые признаки депрессии. Какие бы удары ни готовила вам судьба, вы стремительно отражаете их.

Более 25 очков. Вы скорее оптимист, чем пессимист. Если сомнения рассеиваются довольно быстро по мере ого, как вы взвешиваете все «за» и «против» в любой ситуации, которая выглядит угрожающей.

Более 15 очков. Вы скорее пессимист, чем оптимист. вам неплохо бы вспомнить, что наполовину налитый водой стакан пессимист видит наполовину пустым, а оптимист — наполовину полным.

Менее 15 очков. Неужели действительно жизнь пред­ставляется вам только в черном цвете? Не унывайте, по­старайтесь видеть в жизни и приятные стороны, хотя бы иногда.

 

 

                                                    

 

КУРАТОРУ

 

© Филиал «Котельники» Международного университета природы, общества и человека «Дубна»

 

Hosted by uCoz