Государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования Московской области Международный Университет природы, общества и человека «Дубна» |
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА |
|
Воспитательная работа строится на требованиях
общества, а также должна учитывать психологические и возрастные особенности
студентов. Особенности физического развития молодых людей должны учитываться
при организации внеучебного воспитательного процесса в вузе. В юношеском возрасте завершается формирование
организма в целом, но он ещё не окреп. Молодой человек ещё недостаточно вынослив,
довольно быстро утомляется. В то же время восстановление физических сил у
него происходит быстро. В психологическом облике человека обнаруживаются и
неповторимые черты, сформировавшиеся в процессе индивидуального развития,
поэтому во внеучебной работе со студентами важно учитывать их темперамент,
уравновешенность нервной системы. Юноша и девушка становятся уже полноправными членами
семей - вносят свою лепту в её бюджет, опекают младших братьев, сестёр. В тех
случаях, где не учитывают качественных изменений в семейном положении, где к
ним продолжают, относится как к подросткам, нередко возникают конфликты. В вузах в процессе самообразования молодые люди
знакомятся с основными закономерностями развития природы и общества, с
достижениями науки и техники; ими приобретаются общетрудовые и
профессиональные умения, и навыки. Практическое использование изучаемого
материала повышает в сознании молодёжи его жизненное значение. Это
активизирует учебную деятельность и приводит к глубоким преобразованиям
познавательных процессов. Так, восприятие настолько совершенствуется, что
молодой человек часами может сосредоточиваться на изучаемом материале или
объекте. В результате устанавливается оптимальное соотношение анализа и
синтеза. Качественные сдвиги происходят во внимании.
Устойчивое произвольное внимание становится избирательным. Воспринимая изучаемое, молодой человек стремится
оценить его значение. Выяснив, что тот или иной раздел важен, он с большей
активностью изучает его. Преобразовываются такие свойства внимания, как
переключаемость и распределение. Юноша или девушка уже успешно справляются с
деятельностью, где необходимо слушать объяснения и вести записи. Совершенствуется память. У молодых людей преобладает
смысловое запоминание, и они по собственной инициативе используют многие его
приёмы: устанавливают смысловые связи, которые помогают раскрыть содержание
понятий, намечают опорные пункты запоминания. Совершенствуется мышление. Значительно возрастает
роль абстрактной мыслительной деятельности. Мышление становится более
самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникает потребность в
творчестве - художественном, научном, техническом. Вместе с тем в юношеском возрасте наблюдаются слабые
стороны интеллектуальной деятельности: молодые люди не любят проверять себя;
переоценивают свои познавательные возможности; увлекаются внешней красивостью речи, а
иногда и поспешными обобщениями, излишним максимализмом в оценке людей и
явлений общественной жизни. В последнее время многие авторы с тревогой отмечают,
что в студенческой среде утрачивается культ знаний. Так, по данным,
приведённым Л. Г. Вяткиным, О. Б. Капичниковой и А. В. Дружкиным, только 44 %
студентов считает, что избранная профессия отвечает их склонностям и
особенностям характера. Основная масса студентов (83,4 %) руководствуется в
своей учебной деятельности обобщёнными социальными мотивами - стремлением
стать высококвалифицированным специалистом, приносить пользу обществу и
извлекать из этого материальную выгоду. Только 58 % студентов старших классов
считают получение знаний по избранной специальности необходимым условием
жизненного становления.1 В юношеском возрасте активно формируются гражданские
качества. Особенно успешно развивается чувство коллективизма. Юноши и девушки
влияют на коллектив благодаря своим индивидуальным качествам. Каждый
привносит что-то своё, особенное, и поэтому коллектив становится человеку
более дорог. Там, где это не учитывается, молодые люди склонны утверждать
себя различного рода оригинальничанием (изощряются в одежде, причёсках,
вступают в неформальные объединения, становятся завсегдатаями «тусовок»,
начинают употреблять наркотики и т. д.). В сознании некоторой части студенчества произошло
смещение понятий, ценностей, жизненных установок. Стремление выделиться, во
что бы то ни стало доказать окружающим
и себе свою человеческую ценность, единственность, неповторимость
оборачивается действием другого рода - стать «как все». Слиться с общей
массой. Сама индивидуальность уже воспринимается, как умение быть похожим на
других. В результате вместо индивидуальности - полная безликость. Коллектив способствует развитию общественной
активности молодых людей. Надо помочь каждому расстаться с представлением о
себе как о человеке, за которого несут ответственность другие. Сохранение
этого представления отрицательно сказывается на формирование ценностных
качеств личности - инициативности, активности, принципиальности,
ответственности за порученное дело. Вовлечение молодёжи в общественную жизнь,
предоставление её максимальных возможностей при организации общественных дел
развивает общественную активность. В период юности, как и в подростковом возрасте,
велика потребность в дружеском общении. Дружеские отношения становятся
многоплановыми - углубляется их содержание, расширяются эмоциональные и
интеллектуальные контакты друзей. Сфера чувств молодого человека обогащается новыми
переживаниями. Появляется чувство любви. Раскованность в половых
взаимоотношениях между молодыми людьми вызывает тревогу в обществе и
потребность в совершенствовании полового воспитания в семье и вузе. До
юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослых же сексуальная
жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелости затрудняет
процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый ряд внешних и
внутренних конфликтов. Интересы молодых людей становятся более глубокими и
осознанными. Познавательные интересы перерастают в интерес к науке. Молодых
людей привлекают не только факты, но и развитие природы, и общества, закономерности
этого развития, вопросы теории. Широк круг читательских интересов. Характерным для юношеского возраста является
формирование системы нравственных понятий и убеждений. Молодые люди уже
осознают такие сложные понятия, как «долг», «честь», «совесть». У них
появляется потребность в выработке идеалов. В
формировании самостоятельной, ответственной и инициативной личности делового
человека большую роль играет участие студентов в принятии и реализации
решений, касающихся важнейших сторон их жизни: организации учебного процесса,
работы студенческих научных объединений, распределения стипендий и социальных
пособий и др. Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Вып. 3. - Саратов. - 1997. - с. 32. |
|
|
|
© Филиал «Котельники»
Международного университета природы, общества и человека «Дубна» |