Государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования Московской области Международный Университет природы, общества и человека «Дубна» |
|
МОЙ
ПЕРВЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС |
|
“Мой первый классный час ”. Это серия кураторских часов для студентов
первокурсников Программа рассчитана на 4 встречи. Состоит из 4 этапов, каждый из которых в определенный период решает свои задачи. Цель: создать условия для формирования среды общения, являющейся желательной для юношества, для его самоопределения, самореализации и самопознания, а также для психо - эмоционального благополучия через общение, которое будет являться фактором благополучной учебы в техникуме. Задачи: 1. Познакомить студентов-первокурсников посредством игровых упражнений. 2. Научить анализировать собственную деятельность. 3. Посредством данных встреч выявить неформальных лидеров Предполагаемый результат: Повышение творческой активности,
коммуникабельности и улучшение социумных навыков у первокурсников. 1 этап — диагностический и
формирующий (1 день) Знакомство ребят друг с другом, установление доброжелательных отношений в коллективе, работа на сплочение, выявление лидера - группы. 1. “Мои 5 самые...” : · самые презираемые качествами человека; · самые близкие люди; · самые ненавистные явления в жизни; · самые веселые и смешные события в жизни; · самые любимые произведения искусства; · самых главных дел, которые мечтаешь совершить; · самых ценных в жизни вещей; · самых лучших книг; · самых дорогих мест... 2. “Экспромт” (задания в конверте). · прочитай свое любимое стихотворения; · расскажи самую смешную историю, случившуюся с тобой или с твоими знакомыми; · расскажи самое значительное (радостное) событие в твоей жизни; · задай присутствующим вопрос, какой тебе хочется; · попробуй похвалить за что-нибудь двух мальчиков и двух девочек; · тебя угостили яблоком в нашем присутствии, твои действия; · назови пословицу или поговорку, которая лучше всего отражает твою жизненную позицию; · подари календарик кому-нибудь, найди повод для этого подарка; · назови не менее 5 правил “нехорошего” тона; · попробуй описать свою будущую семью: жену, детей, внуков; · возьми конфету и угости кого-нибудь из присутствующих, сказав при этом слова благодарности; · скажи не менее 5 слов-комплиментов; · назови 5 самых нехороших слов, связанных со школой; · твоя любимая книга? почему?; · идешь по дороге и находишь сверток, твои действия; · назови 5 самых хороших слов, связанных со школой; · веришь ли ты в приметы, в какие? · если бы вернуть назад последние 9 лет, как бы ты изменил свои (школьные годы, отношения с друзьями, с родителями). 3. “Угадай кто я?” Каждый составляет подробную психологическую само характеристику, где должно быть не менее 10-12 предложений, признаков человека. Затем все написанное сдается Куратору, он все перемешивает и зачитывает вслух одну за другой эти характеристики. Группа пытается узнать — чья это характеристика? 4. “Пресс-конференция”. Один из участников садится в круг, и группа задает ему в течение 1 минуты любые вопросы на любую тему. 5. “Мои плюсы и минусы”. Участники становятся вкруг, взявшись за руки и повернув все головы направо. Каждый по кругу говорит впереди стоящему товарищу свои недостатки (я ленивый; иногда, я бываю грубым и т.д.). Затем, повернув голову налево, говорим комплименты своему товарищу, стоящему слева, при этом обязательно называем его имя. 6. “Колокольчик”. Участники делятся на группы (7-8 чел.) и становятся в плотный круг, прижавшись друг к другу плечом. Участники первым в круг выбирают человека, который больше всего в данном кругу нуждается в поддержке товарищей. Он, участник №1(У-1), становится в середину круга, закрывает глаза и не открывает их до тех пор, пока не разрешит ведущий. В процессе выполнения задания У-1 не отрывает от пола ноги и не разъединяет их. По команде ведущего люди, стоящие в кругу, прикасаются открытыми ладонями к У-1 (на уровне плеч, груди) и медленно по часовой стрелке начинают его вращать, передавая с рук на руки. Амплитуда вращения постепенно увеличивается. Упражнение выполняется в течение 1 минуты, затем амплитуда вращения становится меньше с каждым разом, и У-1 ставят в исходное положение. В середине круга должен побывать каждый человек. Выбор происходит или по каким-то критериям (самый тихий, самый добрый, яркий человек...) или поочередно (У-1 выбирает У-2, У-2 выбирает У-3...). 2 этап — формирующий, по ситуации
реабилитирующий (2 день) Установление доверительных
отношений, отношений искренности и откровенности между студентами. 1. “Построиться по...” За определенное время поэтапно группа пытается построиться по: · цвету волос; · цвету глаз; · теплоте рук; · размеру рук; · по дням рождения; · по начальной букве имени (по возрастанию, убыванию); · по росту (с закрытыми глазами); 2. “Крушение”. Участникам упражнения дается 15 минут для обсуждения условия задания и принятия соответствующего решения. Условие: “Вы плывете на теплоходе,
который внезапно терпит крушение и начинает тонуть. Есть только плот размером
3. “Телефон доверия”. Инструкции: “Представьте себе, что Вы набрали номер телефона доверия. О чем бы Вы хотели спросить дежурного специалиста? Задайте по очереди свой вопрос. Ответом может быть коллективное обсуждение или чье-то персональное высказывание, но обязательно в рамках роли специалиста, отвечающего на вопрос клиента.” 3 этап — формирующий, по ситуации реабилитирующий (3 день) Установление доброжелательных отношений между ребятами, в частности между мальчиками и девочками. 1. “Катастрофа”. Все участники сидят в кругу. Им задается условие, затем по кругу каждый высказывает свое мнение. Условие: “Через 5 минут космический корабль, капитаном которого Вы являетесь, потерпит крушение. На корабле есть спасательная капсула, вмещающая только 5 человек. Капсула после взрыва корабля приземлится на планету, где никогда не жил человек, но жизнь там возможна. Вы никогда не вернетесь на Землю. Вам предстоит назвать 5 человек, которые спасутся от взрыва, объяснив почему именно эти люди.” После выбора, когда каждый участник выскажется, ведущий просит подняться тех людей, которых хотя бы раз назвали. Им дается право, по одному по желанию сказать прощальные слова оставшимся на корабле. 1. Правильный ответ: в капсуле должен отправиться капитан (как ответственное лицо с правом командования) и 4 человека, которых он назовет. Всего должно отправиться 3 мальчика, 2 девочки (объяснение — продолжение рода, защита, обустройство, ведение хозяйства и т.д.) 2. “Подарки”. Все участники по кругу высказываются: “Что бы я хотел подарить сидящему рядом?” Называется именно то, что, по-мнению говорящего, могло бы по-настоящему обрадовать человека, которому сделали такой подарок. Затем тот, кому подарили, благодарит и объясняет действительно ли он был бы рад этому подарку и почему. 3. “Внимание”. Все члены группы встают в различные позы. Один из участников (У-1), находясь в центре, старается запомнить всех в этих живописных позах. На это ему дается минута. Затем он закрывает глаза, 5 человек меняют что-то в своей позе, при чем делается это таким образом, чтобы У-1 не мог этого услышать. У-1, открыв глаза, должен определить, кто же изменился и в чем. 4. “Волшебное слово”. Вся группа встает тесным кольцом, крепко взявшись за руки. Один из участников по жребию или по желанию становится в круг. Он должен найти такие слова, доводы, интонацию, жесты при обращении к кому-либо из группы, чтобы тот поверил в его искренность и захотел выпустить “узника” из круга. Если первая попытка неудачная, можно попробовать еще раз. 5. “Слепой — поводырь” Все участники разбиваются на пары
(мальчик + девочка). Сначала девочки ведут за руку мальчиков, словесно
предупреждая их об опасности. У мальчиков завязаны глаза. Пары идут друг за
другом с расстоянием в 4 этап — Диагностический как для педагога, так и для студентов (4 день) 1. “Созвучие”. Двое участников группы, встав спиной друг к другу, по сигналу ведущего начинают удаляться в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какой-либо подсказки со стороны группы или друг друга. Они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться, и сделать то же самое. Затем они обмениваются своими ощущениями. 2. “Число круга”. Все сидят в кругу. Участникам задается определенное число (в зависимости от количества участников). По команде ведущего все одновременно выбрасывают любое количество пальцев. Заданное число должно совпасть с суммой пальцев, выброшенных в круг. 3. “Счет до...”. Участники находятся в кругу с закрытыми глазами. Их задача досчитать до ..10 (или сколько самих участников) без единой ошибки (без пауз, по одному), если не получилось с первого раза, то пробуется еще до тех пор пока не будет выполнено задание. 4. “Круг друзей”. Участники стоят в кругу. Ведущий начинает игру. Находящийся у него в руках клубок ниток он передает человеку (кому хочет), называя его имя, говорит ему спасибо, объясняя за что. Получивший клубок наматывает ниточку на палец, натягивая ее, и передает следующему. В итоге получается “узор отношений” вашей группы. 5. «Рейтинг популярности» Студентам раздаются карточки разного цвета и объясняются их обозначения. Например: красный – первый кураторский час прошел интересно; зеленый – упражнения помогли нам пообщаться, лучше узнать способности друг друга; желтый – наша встреча была важна для тех, кто был в этом заинтересован; синий – этот студент был самым активным во всех встречах. После этого можно выбирать старостат. Р.S. Для проводящих игровые кураторские часы: Важно не только само проведение упражнения, но что еще более значимо — его обсуждение Каждый куратор может из предложенных методических материалов составить собственную программу. |
|
|
|
© Филиал «Котельники»
Международного университета природы, общества и человека «Дубна» |